Франсеск Феррер.

Просмотр 0 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #16637
      Arc
      Хранитель

      История анархизма богата отчаянными революционерами, которые не только с бомбой и пистолетом в руках боролись с силами зла, но и теми, кто своим оружием избрал книги и образование. Одним из таких представителей анархистского движения был Франсеск Феррер.

      Франсеск Феррер родился 10 января 1859 года в селе Аллела под Барселоной. К 13-летнего возраста Франсеск учился в сельской школе, но через материальные трудности был вынужден прекратить учёбу и устроиться приказчиком в фирму, которая торговала сукном. Под воздействием деятельности рабочего движения Феррер проявляет интерес к анархистским идеям, посещает собрания кружков анархистов и марксистов. Вскоре он вступил к леволиберальной партии республиканцев, после чего активно включился в политическую деятельность. Устроившись контролёром на железнодорожный путь от Барселоны к французской границе, он становится связным между испанскими республиканцами и их лидером – Руисом Сорилье, который проживал в то время в Париже.

      Условия нищеты, в которых жила большая часть испанского населения, были ненамного лучше, чем во времена начала промышленной революции столетием раньше. Проблемами оставались неграмотность и глубокое социальное неравенство, от которого власти, церковь и буржуазия не смогли придумать никакого лекарства.

      В 1885 г. Феррер пытается организовать забастовку железнодорожников, а в 1886 г., во время восстания республиканцев, принимает участие в боях за город Санта-Колома. После разгрома восставших Феррер эмигрирует во Францию. В Париже он становится секретарём в Руиса Сорилье. Чтобы содержать жену и четырёх детей, Феррер начинает давать частные уроки испанского языка. С этого момента начинается его карьера педагога. Постепенно он разрабатывает собственную методику преподавания, которая основывалась, в первую очередь, на потребностях повседневной жизни. В качестве метода обучения он использовал диалоги, связанные с ситуациями в магазинах, кафе, на улицах. Эта методика, обстоятельно изложенная в первой книге Феррера «Практическая испанская», принесла ему популярность. Вскоре он получает диплом с правом преподавания. В 1895 году Феррера приглашают преподавать испанский язык в Кондорсе.

      Постепенно Франсиско разочаровывается в идеях левых республиканцев, после смерти Сорилье вообще разрывает все контакты с ними и знакомится с теоретиками либертарного коммунизма Жаном Гравию и Елизе Реклю и либертарним педагогом Полем Робеном. Под их влиянием с середины 1890-х гг. Феррер окончательно становится анархистом. Как и многие из активных анархистов, Франсиско Феррер предоставлял большого значения революцийно-синдикалистским движениям по примеру французской Общей конфедерации труда. В концепции революционного синдикализма лежит создание работниками в процессе борьбы за свои интересы профсоюзов, кооперативов, которые должны были быть своеобразными школами для взрослых, очагами будущего общества. Феррер же уделял внимание и воспитанию подрастающего поколения. Он критиковал государственное образование, считал его инструментом пропаганды, которая не помогает ребёнку сформировать правильные ценности.

      “Если мы хотим, чтобы современная педагогика воспитывала стремление к реализации новой, более справедливой форме общества; Если мы хотим проинформировать подрастающее поколение о причинах, которые вызывали социальные проблемы; Если это значит, что мы стремимся освободить образование от религиозной фантастики и от пропаганды всех идей социально-экономического неравенства; То мы не можем доверить образование государству или другим официальным органам, которые поддерживают существующие привилегии и законы, которые в настоящее время будут оправдывать эксплуатацию одного человека другим.”

      Для полного понимания тогдашнего контекста нужно отметить тот факт, что Церковь дореволюционной Испании имела огромное влияние на образование, и вообще пыталась пролезть во все области человеческой жизни. Феррер был антиклерикалистом, он считал недопустимым вмешательством религиозных организаций в образование. Ссылаясь на проповеди о смиренности, от значительной части адептов этой религии, он делал вывод, что христианин малоспособен к бескомпромиссной борьбе при создании нового справедливого общественного строя. Феррер считал, что задание любой государственной системы образования заключается в том, чтобы “приучить ребёнка повиноваться, слепо верить и думать согласно господствующим социальным догмам”, приспособить человека к тому месту в обществе, которое навязано ей правящими элитами. Одной из целей новой школы о которых говорил Феррер, было “вырвать из умов то, что разделяет людей”.

      “Главный метод воспитания в этой школе – принуждение. Поэтому коренные изменения в ней должны быть основаны на «уничтожение принуждения», устранения «моральной и этической дисциплины», которая «прививает детям готовые идеи, что уничтожают волю ребёнка”.

      8 октября 1901 года Феррер учредил в Барселоне «Современную школу». В неё принимали детей с 5 до 12 годов, независимо от пола и материального положения. За учёбу стягивалась небольшая плата, но её размеры изменялись, в зависимости от материального положения родителей ученика. В итоге, бедняки платили столько, сколько позволяли их средства. Их распределяли по классам в зависимости от уровня знаний. Феррер отказался от применения наказаний в учебно-воспитательному процессе. Отсутствие принуждения способствовало установлению дружественного общения между преподавателями и учениками.

      Чтобы не вызывать конкуренцию между детьми, учителя отказались и от оценок. Традиционному разделению образования на начальную, среднюю и высшую Феррер противопоставил идею «всестороннего воспитания» – единственной школы. «Современная школа» давала ребёнку образование, что совмещало в себе элементы начального, среднего и профессионального. При школе работали мастерские, где детей за их желанием учили ремёслам, полезным в будущем. Учёба в школе длилась 4 года.

      Центральное место в учёбе занимали естественные науки. Мистические и вообще никакие сверхприродные объяснения любых явлений не допускались. Занятия состояли из бесед преподавателя с учениками, наглядных уроков и образовательных прогулок (на природе, на фабриках и т. п.). Целью таких прогулок было развитие у детей интереса к самым разнообразным вещам и явлениям, склонности к наблюдениям и выводам. Уроки служили средством систематизации знаний, полученных в ходе практических занятий в мастерских, на экскурсиях и прогулках. Детей знакомили с фактами по газетам и журналам, которые отображают состояние общества, приводили в доступной им форме самые разнообразные точки зрения на социальные и другие проблемы. В школе проводились лекции и для взрослых. Феррер предоставлял в ней помещение для профсоюзов.

      Школы Феррера были достаточно успешными. При открытии школы в ней учились 30 детей, до 1907 года их число выросло до 126. У Феррера появились последователи – «Современная школа» положила начало движения «новых школ» по всей Испании. До 1904 года в Барселоне и в провинции по этой системе работали 14 школ для детей рабочих. До 1907 года их было уже 47 с 1700 учениками. Феррер помогал школам своих последователей учебниками, подбирал для них учителей. Материальную помощь этим учебным заведениям предоставляли испанские синдикалистские профсоюзы, в деятельности каких Феррер тоже активно участвовал.

      С 1901 года он работал в революционно-синдикалистской газете La Huelga General («Общая забастовка»), в 1907 году входил в число основателей федерации революционно синдикалистских профсоюзов «Рабочая солидарность», из которой позже выросла знаменитая Национальная Конфедерация Труда (CNT). Да и само воспитание в «Современной школе», что мало откровенно антиавторитарный, атеистический и антивоенний характер, в сущности, было деятельностью по изменению существующего общественного строя.

      “Новые школы” очень отличались от тогдашних традиционных школ, в которых учили, в основном, чтению и письму на испанской и начальной метаматематике. Наибольшее внимание уделялось изучению Библии, молитв и катехизис. Применялись телесные наказания.

      Конечно, идеи «рационального воспитания» вызывали ненависть со стороны клерикалов, бюрократии и капиталистических кругов, поскольку это выводило образование из сферы их идеологии. Да и ценности, которые воспитывали у детей в “Новых школах”, не могли не пугать государственную власть. 31 мая 1906 года Матео Морраль Брока – работник издательства Феррера, по собственной инициативе бросил бомбу в свадебный кортеж короля Альфонса XIII. Феррера обвинили в подстрекательстве к покушению и арестовали, а его школу закрыли.

      Попытка власти Испании уничтожить Феррера возмутила многих из тех, кто интересовался проблемами образования. Развернулась международная кампания в его защиту. О действиях испанской власти с возмущением писали газеты во многих странах мира, почти во всех странах Западной Европы появились «союзы помощи Ферреру». Под давлением международной общественности суд оправдал Феррера, однако власть не позволила ему опять открыть школу, сославшись на тот факт, что используемые ею учебники не отвечают установленным требованиям.

      Феррер вынужден был выехать за границу и направил все усилия на пропаганду своих педагогических идей. С этой целью в апреле 1908 году, совместно с английским журналистом Вильямом Гифордом, он учредил в Париже «Международную Лигу рационального воспитания детей». В неё входили педагоги из Испании, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии и Великобритании. В руководство Лиги вошли известные деятели науки и культуры: писатели – лауреаты Нобелевской премии Анатоль Франс и Морис Метерлинк, выдающийся теоретик свободного воспитания Жан-Франсуа Ельсландер, биолог Ернст Геккель.

      Продолжали свою деятельность сторонники Феррера и в Испании. С их помощью было возобновлено издание ежемесячного «Бюллетеня новой школы». 17 июня 1909 года, получив весть о болезни жены, своего брата и племянницы, Феррер выехал в Барселону, не подозревая, что это путешествие станет последним в его жизни.

      В июле 1909 в Испании начался бунт. Поводом к восстанию послужил декрет о призыве 20 000 жителей Каталонии в испанскую армию для борьбы с племенами рифов в Марокко, выданный правительством страны 18 июля 1909 года. В ответ на это анархисты из “Рабочей солидарности” призывали к проведению общей забастовки. 26 июля по Каталонии прокатилась волна антимилитаристских протестов и забастовок. Общая забастовка переросла в стихийное восстание, которое вошло в историю под именем «Трагической недели».

      Это выступление, испанское правительство и католическая церковь, использовала в качестве повод для расправы над Феррером, который был абсолютно непричастен к нему. Его обвинили в организации восстания арестовали и передали военному суду. Казни Феррера требовал Орден иезуитов, действия суда, одобрил Папа Пои X. Обвинение было сфабриковано так грубо, что даже выделен трибуналом официальный защитник капитан Гальсерана требовал оправдать подсудимого. На следствии и в суде выслушивались лишь те, кто давал свидетельство против обвиняемого; были собраны все анонимные доносы; все, кого защита хотела выдвигать в качестве своих свидетелей, правительство выслало за пределы Испании.

      Эта расправа вызвала массовое движение в Европе. Создавались “комитеты защиты Феррера”, проводились митинги протеста, испанскому королю Альфонсу XIII посылали тысячи телеграмм с требованием освободить Франсеска Феррера. Но это не дало результаты. Он был осуждён к смертному наказанию и 13 октября 1909 года был расстрелян. Как указывали очевидцы, Феррер хранил перед казнью мужество и громко обратился к солдатам, которые должны были выполнить приговор:

      «Деть мои, цельтесь лучше! Это не ваша вина. Я не виноват. Да здравствует Свободная школа!».

Просмотр 0 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.