Рабы Томаса Джефферсона

Просмотр 0 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #28420
      Arc
      Хранитель

      В Портленде движение за снос памятников «расистам» добралось до отцов-основателей. Изваяние третьего президента США, автора Декларации независимости Томаса Джефферсона свалили, на постаменте участники демонстрации написали «рабовладелец». За что легендарного борца за свободу теперь так ненавидят в Америке

      «Роберт Ли, Стоунволл Джексон, кто следующий: Вашингтон, Джефферсон? Дурачество!» — написал Дональд Трамп в твиттере в 2017-м

      Тогда в стране в очередной раз обострился вопрос расизма и наследия конфедератов – в Шарлотсвилле активизировались куклуксклановцы.   Но никто не допускал и мысли, что статую одного из отцов – основателей Америки Томаса Джефферсона действительно снесут.

      Не прошло и двух лет, как монумент третьего президента США рухнул перед школой, названной в его честь. Говоря о Джефферсоне, вспоминают Декларацию независимости, библиотеку конгресса его имени, двухдолларовую купюру, которую теперь редко встретишь. Однако до недавнего времени мало кому в голову приходило слово «рабовладелец».

      Герой и борец

      «Все люди созданы свободными» — заявлял Джефферсон

      И это относилось не только к невольникам, как потом интерпретировали на Юге.

      В ранней версии Декларации независимости был 168-страничный кусок его авторства. Там он порицал рабство – называл «пиратской войной», «отвратительным бизнесом», «скоплением ужасов» и »преступлением против человечества». Страстное обличение порока не убедило Джона Адамса и Бенджамина Франклина. Прокламацию Джефферсона в итоговый документ не включили. Детали дебатов до сих пор неизвестны, решение приняли по экономическим и политическим соображениям.

      Американцы в то время по-разному смотрели на институт рабовладения, однако его сторонники были повсюду. Южане нуждались в рабочей силе, чтобы колониальная экономика, основанная на экспорте табака, хлопка и других культур в Европу, не тормозила. Коммерсанты с Севера зависели от торговых путей Европа – Африка – Америка, а перевозка невольников была важной частью этого треугольника. Именно Джефферсон поспособствовал запрету межконтинентальной работорговли. В 1778 году на нее наложили вето в штате Виргиния – впервые в мире.

      Отцы-основатели разделяли ценности Джефферсона. Парадокс в том, что они сами жестко нарушали законы «человеческой природы».

      Отвратительно, но необходимо

      При всем философском отвращении к рабству и попыткам его законодательно отменить Джефферсон владел сотнями невольников. Причем нескольких привез в Белый дом, чтобы те готовили блюда французской кухни. Это заметили в интеллектуальной среде.

      «Возможно ли, что мы слышим самые громкие призывы к свободе от погонщиков негров?» — писал британский эссеист Самуэль Джонсон

      Без рабов наследнику одной из богатейших семей Америки пришлось бы сложно. В 24 года он унаследовал от отца пять тысяч акров земли и 52 невольника, после чего заложил знаменитую плантацию Монтичелло в Виргинии – ныне это памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

      Имение расширялось, а вместе с ним росли и финансовые обязательства. Освободить рабов означало отказаться от собственности и активов, отмечал в труде «Томас Джефферсон и проблемы долгов» историк Герберт Слоан.

      Американский журналист Генри Уинчек в резонансной книге 2012 года о «темной стороне Томаса Джефферсона» описывал так называемую теорему четырех процентов.

      Одному знакомому, попавшему в затруднительное финансовое положение, президент якобы посоветовал «инвестировать в негров». Тогда, мол, прибыль от имения с каждым годом будет расти на четыре процента – ведь рабы рожают детей. Уинчек называет Джефферсона «пионером в индустриализации и диверсификации рабства» – президент сделал невольников гарантийным обеспечением огромного займа в голландском банке.

      Однако историк и профессор права Гарвардского университета Аннетт Гордон-Рид усомнилась, что такая «теорема» в действительности существовала.

      «Уинчек ссылался на едва ли правдивую записку, которую способен найти только самый скрупулезный исследователь» — отмечала она в рецензии

      Уинчек хоть и обличает Джефферсона, все же упоминает, что тот запрещал бить чернокожих детей, работавших на фабрике гвоздей в Монтичелло. Правда, афроамериканский смотритель все равно хлестал их плеткой. Рассказывает Уинчек и о другом случае – когда Джефферсон не наказал раба за воровство, а ведь обычно за такое казнили.

      Многие утверждения Уинчека профессиональные историки подвергли сомнению. Например, Джефферсон, по словам некоторых исследователей, предлагал готовить рабов к вольной жизни постепенно. Считал, что чернокожие отстают от белых по уровню интеллекта и их массовое освобождение приведет к восстаниям. Об этом он рассуждал в «Записках о штате Виргиния». Сам Джефферсон отпустил лишь девятерых рабов – возможно, это были его собственные дети.

      Он также не хотел, чтобы освобожденных рабов пускали в Виргинию, опасаясь судов Линча. По его мнению, бывших невольников следовало вообще выдворить из США. Для него белые американцы и порабощенные негры были «двумя отдельными нациями», указывал биограф Джон Мичем в книге «Томас Джефферсон. Искусство власти». Поэтому чернокожих следовало отправить в Африку или Вест-Индию.

      «Таким образом мы восстановим справедливость, — отмечал он в письме своему знакомому историку и президенту Гарвардского университета Джареду Спарксу. — В долгосрочной перспективе мы, вероятно, сделали им больше добра, чем зла»

      В «Записках о Виргинии» Джефферсон подробно изложил план депортации. Дети должны были оставаться при родителях: девочки – до 18 лет, мальчики – до 21 года. Их предполагалось обучать исходя из их способностей: одних готовить к сельскохозяйственному труду, других – к производству.

      Любимая рабыня

      Скандальный эпизод из жизни Джефферсона – связь с рабыней-наложницей Салли Хемингс. Девушка к тому же – дальняя родственница отца-основателя, дочь его тестя и наложницы-мулатки. Отношения длились больше сорока лет, до самой смерти Джефферсона.

      Впервые об этом рассказал журналист Джеймс Кэллендер в 1802 году. По слухам, так он отомстил за то, что Джефферсон не взял его на работу. Позднее информацию подтвердил знакомый президента Элайджа Флетчер.

      «История о черной Салли – не фарс. Он с ней сожительствует, у них общие дети. А хуже всего то, что этих детей он держит в рабстве – противоестественное преступление, которое обыденно для тех краев» — такие заметки Флетчера хранятся в американских архивах

      Старший внук президента Томас Джефферсон Рендольф в письме другу замечал: дети Хемингс так походят на деда, что родство очевидно. Однажды за ужином он обомлел, увидев слугу позади Джефферсона, – ну копия президента.

      Хотя позже уточнял, что дети, вероятно, от другого родственника. Но историк Аннетт Гордон-Рид считает, что внук просто защищал деда, ведь для белого мужчины тех времен такая связь – табу.     Серьезные доказательства появились в 1998-м – генетики сравнили ДНК потомков дяди Джефферсона и сына Салли Хемингс. Родство подтвердилось. Спустя два года команда ученых Мемориального фонда Томаса Джефферсона заключила: с большой вероятностью он был отцом всех детей рабыни.

      Споры историков, однако, не прекратились. В 2018-м в Монтичелло открылась посвященная Салли Хемингс выставка. Название – «Секс, власть, обладание» – отражает сложность в определении отношений президента и рабыни: по закону Хемингс все же была собственностью Джефферсона. Однако детали связи не ясны. Взаимная симпатия, любовь или насилие – единого мнения нет. В итоге слово «насилие» на выставке написали со знаком вопроса.

      «Не думаю, что у рабов был выбор, — указывала одна из потомков Хемингс Розмари Гастон. — Может, и не насилие, но точно обязанность»

      Другой дальний родственник рабыни, Джулиус Джефферсон, считает иначе.

      «Это история любви, — говорил он, добавляя, что Салли внешне похожа на умершую первую жену президента»

      Наследие Джефферсона противоречиво. Он защищал рабов, но не отказывался от их труда, выступал против торговли людьми и считал чернокожих глупее белых, имел мулатку-любовницу и держал в неволе собственных детей. Неоднозначность убеждений отца-основателя, видимо, так и останется поводом для споров.

Просмотр 0 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.